Законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства электрической энергии из альтернативных источников энергии"
Обоснование необходимости принятия акта:
6 декабря 2019 в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно улучшения инвестиционного климата в сфере возобновляемой энергетики (регистрационный номер 2543).
При этом авторы проекта Закона 2543 в подтверждение необходимости принятия соответствующих изменений в законодательство отмечают, что такие изменения направлены на:
- решения актуальных вопросов, возникших в связи с введением нового рынка электроэнергии;
- нахождение компромисса между выплатами инвесторам в ВИЭ, который позволит сохранить наращивание мощностей ВИЭ и одновременно минимизацией рисков обращения существующих инвесторов за компенсацией;
- обеспечение открытости и прогнозируемости государственной политики в сфере возобновляемой энергетики;
- сбалансирования интересов потребителей электрической энергии и участников рынка электрической энергии.
В целом соглашаясь с необходимостью внесения изменений в законодательство по производству электрической энергии из альтернативных источников энергии по обеспечению дальнейшего развития возобновляемой энергетики и одновременного уменьшения роста финансовой нагрузки на конечную цену электроэнергии, считаем, что проект Закона 2543 содержит ряд недостатков, которые исправляются данному проекту Закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства электрической энергии из альтернативных источников энергии".
Цель и задачи принятия акта:
Проект Закона разработан с целью обеспечения предоставления государственной поддержки проектам строительства объектов возобновляемой энергетики, который одновременно уменьшит финансовую нагрузку на цену электроэнергии от поддержки производителей из ВИЭ и обеспечит условия для продолжения инвестиций и усовершенствует законодательство о предоставлении государственных гарантий.
Проект Закона предоставляет право производителям электрической энергии из возобновляемых источников энергии воспользоваться в добровольном порядке механизмом реструктуризации договора, по которому осуществляется купля-продажа электрической энергии по "зеленому" тарифу.
Общая характеристика и основные положения проекта акта:
Законопроектом вносятся изменения в законы Украины "О режиме иностранного инвестирования", "Об альтернативных источниках энергии", "О рынке электрической энергии", которыми предлагается:
- ввести добровольный механизм реструктуризации договора купли-продажи электрической энергии по "зеленому" тарифу, предусматривающий применение понижающего коэффициента "зеленого" тарифа с одновременным продлением срока применения "зеленого" тарифа на 3 года для введенных состоянию на 31 декабря 2019 объектов электроэнергетики и на 15 лет с даты ввода объекта электроэнергетик в эксплуатацию для тех объектов, которые будут введены после 1 января 2020 года. При этом предельные сроки ввода в эксплуатацию объектов электроэнергетики ограничены 30 июня 2020 для объектов, производящих электрическую энергию из энергии солнечного излучения, и к 31 декабря 2022 для всех остальных объектов электроэнергетики, производящих электрическую энергию из альтернативных источников энергии.
- установить, что размеры понижающих коэффициентов для объектов электроэнергетики, которые будут вводиться в эксплуатацию после 1 января 2020 зависят от периода ввода таких объектов в эксплуатацию и применимых технологий. Что касается объектов, введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2017 по 31 декабря 2019 то для них также предусмотрено снижение "зеленого" тарифа на соответствующий понижающий коэффициент;
- повысить привлекательность механизма реструктуризации договоров купли-продажи электрической энергии по "зеленому" тарифу путем детализации государственных гарантий для инвесторов, которые реструктуризировали такой договор, в частности, путем обеспечения неизменности в дальнейшем законодательства для таких инвесторов;
- пересмотреть сроки и пределы ответственности за небалансы производителей по "зеленому" тарифу, которые согласились на реструктуризацию договоров купли-продажи электрической энергии по "зеленому" тарифу, применив поэтапное увеличение такой ответственности и введения 100% ответственности за небалансы для таких производителей с 2025 года. При этом для всех остальных производителей по "зеленому" тарифу предлагается установить 100% ответственность начиная уже с 2021 года.
Состояние нормативно-правовой базы в данной сфере государственного регулирования:
Основными нормативно-правовыми актами в данной сфере правового регулирования является Закон Украины "Об альтернативных источниках энергии", Закон Украины "О рынке электрической энергии", "О режиме иностранного инвестирования".
Законопроектом предлагается внести изменения в следующие законодательные акты:
Законопроектом предлагается внести изменения в следующие законодательные акты:
- Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования";
- Закон Украины "Об альтернативных источниках энергии»;
- Закон Украины "О рынке электроэнергии".
Реализация положений данного законопроекта после его принятия, не требует внесения изменений в другие законы Украины.
Еще не зарегистровано | ЗП №2543 от 06.12.2019 | ЗП №2543-1 от 24.12.2019 | |
Авторы | Минэкоэнерго |
Буймистер Л.А. Василенко Л.В. Наталуха Д.А. Ефимов М.В. Тарута С.А. |
Нагорняк С.В. |
Условия реструктуризации
|
Для действующих объектов СЭС - 17% от ЗТ, + 5 лет срока действия ЗТ ВЭС - 10% от ЗТ, + 5 лет срока действия ЗТ Для новых объектов (pre-PPA) СЭС - 15% от ЗТ, + 5 лет срока действия ЗТ ВЭС - 10% от ЗТ, + 5 лет срока действия ЗТ |
Для действующих объектов (введенных с 01.01.2017 - 31.12.2019) + соглашение о реструктуризации СЭС - 10% от ЗТ, ЗТ действует 15 лет с даты ввода в эксплуатацию ВЭС - 5% от ЗТ, ЗТ действует 15 лет с даты ввода в эксплуатацию Для новых объектов (pre-PPA) СЭС - 15% от ЗТ, ЗТ действует 15 лет с даты ввода в эксплуатацию ВЭС - 7,5% от ЗТ, ЗТ действует 15 лет с даты ввода в эксплуатацию |
Для действующих объектов (введенных с 01.01.2017 - 31.12.2019) + соглашение о реструктуризации СЭС - 10% от ЗТ, ЗТ действует до 2032 ВЭС - 5% от ЗТ, ЗТ действует до 2032 Для новых объектов, ЗТ действует до 2032 СЭС, которые будут введены в эксплуатацию с 1 января 2020 до 30 июня 2020 (pre-PPA) + соглашение о реструктуризации СЭС - 15% от ЗТ но не выписано отдельно размер понижающего коэффициента. ВЭС, введенных в эксплуатацию с 1 января 2020 до 31 декабря 2022 (pre-PPA) + соглашение о реструктуризации ВЭС -7,5% от ЗТ но не выписано отдельно размер понижающего коэффициента |
Ответственность за небалансы |
Для объектов, которые пошли на добровольную реструктуризацию 2021р – 20% 2020р – 40% 2023р – 60% 2024р – 80% 2025р – 100% Для объектов, которые остались на ЗТ 2021р – 35% 2022р – 70% 2023р – 100% |
Для объектов, которые пошли на добровольную реструктуризацию 2021р – 20% 2020р – 40% 2023р – 60% 2024р – 80% 2025р – 100% Для объектов, которые остались на ЗТ Как и в действующем законодательстве с 2021 по ежегодным увеличением на 10% |
Для объектов, которые пошли на добровольную реструктуризацию с 31 декабря 2020 года - 0 %; 2021 р – 20% 2022 р - 40% 2023 р - 60% 2024 р - 80% 2025 р - 100% Для объектов, которые остались на ЗТ* Как и в действующем законодательстве с 2021 года с 100% ответственности |
Право на добровольную реструктуризацию |
до 01.04.2020 | до 01.04.2020 | до 01.04.2020 |
Pre-PPA |
Введение в эксплуатацию по ЗТ СЭС – до 01.04.2020 ВЭС – до 31.12.2020
Введення в експлуатацію за умови реструктуризації СЭС – до 01.07.2020 ВЭС – до 31.12.2020 |
Введение в эксплуатацию по ЗТ СЭС – до 01.04.2020 ВЭС – до 31.12.2020 Другие - в течение трех лет с даты заключения prе-РРА;
Введення в експлуатацію за умови реструктуризації СЭС – до 30.09.2020 ВЭС – до 30.06.2022 |
Введение в эксплуатацию по ЗТ СЭС – до 30.03.2020 включительно ВЭС – до 31.12.2020 включительно Другие - в течение трех лет с даты заключения pre-РРА;
Введення в експлуатацію за умови реструктуризації СЭС – до 30.06.2020 включительно ВЭС – до 31.12.2022 включительно |
Другие изменения |
Повышение тарифа на э/э для потребителей более 500 кВт Отмена субсидирования технологических потерь операторов сетей Повышение тарифа ОСП Максимальная открытость и конструктив: бизнесу предоставлены все цифры, данные и специально разработанная модель дефицита Гарантированного Покупателя |
Возможность устанавливать дополнительные государственные гарантии на инвестиционные проекты по привлеченным иностранными инвестициями |
Возможность устанавливать дополнительные государственные гарантии на инвестиционные проекты по привлеченным иностранными инвестициями |